понедельник, 25 марта 2013 г.

72 часа Крыма

Нитка маршрута: Сирень-Мангуп-Терновка-Родное-г. Хлама-Передовое-Россошанка-Орлиное-Гончарное-Резервное-Балаклава-мыс Фиолент-Севастополь.
Соучастники: Таня, Вова.
Ну-с, приступим.
Уже с месяц зрела мысль основательно завеятся в Крым на мартовские праздники, увидеть раннюю весну в горах. Наш главный вдохновитель и подбиватель трудился в поте лица над созданием классного трека, и создал таки.
А вот сам поехать не смог что было очень обидно. Однако в последний момент нам было дано напутствие не падать духом, и выполнить поставленную задачу.
Надо сказать, выполнять было что: 120-140км по горам, 2тыс. с мелочью набора высоты, которые впрочем не показались нам такими уж страшными.
С погодой повезло : "правильные" прогнозы до самого дня отьезда сулили превратить нашу технику в глиняные слепки, как только сойдем с асфальта,но этого не случилось.
Вечер ,чт, 7 число.
Поезд опоздал на полчаса.
В вагоне невыносимо душно, однако мы уже закаленные плацкартом, и на такие мелочи не обращаем внимания.
Поезд мчит  на юг,навстречу новому малоизученому маршруту.
Вскоре к нам в купе заглянул Паша Гузченко. ГОСТинцы принес.
Завязался душевный разговор.

Как выяснилось, он тоже едет навстречу приключениям.
Не помню, был ли тост за эти самые приключения, вот только они у меня начались уже в поезде.
Моя замечательная кинокамера, оставить которую дома перед такой поездкой было большим грехом, видно где то неудачно прижалась в бауле, и батарейка сдохла.
Побегав по вагонам, и поняв что альтернативной зарядки мне не светит,смирился, что стану фотографом.
Пт,8 число.
59 км средняя 10,8 max 47,6
Прибыли в Симфер. Перепрыгнули в первый Рижский.Там качает и воняет просто улет.
Железная дорога петляет в предгорьях.Первые лучи солнца скользят по холмам,пробивая свинец низких туч.
Наш маршрут берет свое начало с уже по-весеннему звущейся станции Сирень.
Перекусываем на перончике по-быстрому, и в путь. В планах на сегодня- докрутить до Орлиного, где нас поджидает вкусный ужин.
Встречный ветер(а он будет встречным практически весь день)настолько могуч, что даже на спусках приходится упираться.
Воздух свеж, значительно теплеет. Но как только налетает очередной порыв, радуешься что едешь не в футболке.На спуске к Танковому, остановились на краю обрыва, оценили
открывшиеся взгляду просторы.Виднеются сфинксы Каралезской долины справа и Бельбекские ворота слева.

Остановились на мостике через Бельбек.
Бурный горный поток грохотал под нами, а прямо над ним высился красивый скальный гребешок.

Разумеется такие вещи просто так проезжать не положено, сбегали на самый верх поглазеть.
Огромное зеленое поле отделяющее горную реку под нами от скал выглядело эдаким футбольным стадионом, на фоне окружающих серых ландшафтов.

Порыбачим?

Может быть, мы бы и проехали мимо этого несчастного животного, но рога прикололи. Чего только не сделаешь ради красивого фото(в данном случае полезли через непролазный кустарник, к тому же колючий).
А вы говорите коррида,коррида... У нас тут с голыми руками на быка ходят.

Нас плавно обгоняет бричка с хитро улыбающейся рожей.

Возница сочувствующе вздыхает:-Что мол, тяжко против ветра да  в гору?К сожалению "выхлопные газы" не позволили попользоватся этим бонусом подольше.
Привал в беседке на берегу озерца под отвесной скалой.
А в этот момент сзади подкрадывается персонаж известного детектива...

Легко, до верха всего 30 метров).

Свернули в Чокракскую долину. Первая цель на сегодня-забраться на Мангуп по так называемой "лестнице".
Вова остался сторожить коней,сказав,что уже там побывал, а нас понесло.
Лесенка эта представляет собой достаточно задалбывательный подьем(на самом деле там не одна тропинка, но мы поднимались по самой крутой, практически "в лоб")
по терассам.

Организм после зимы начинает вспоминать что такое горы. Крутой подьем вознаграждается полянками с подснежниками и пролесками,

а дойдя до скал приятно удивляемся
обнаружив родник, стекающий в небольшую ванночку.

Вода кристально чистая и вкусная. От родника тропа забирает по траверсу вправо, и приводит к первым гротам.
Залезли в самый крупный. Обнаружили там стоянку первобытных туристов(блин,неужели так сложно за собой мусор вынести?). Посмотрев на часы, начали спускаться другим путем.
Здесь было больше камней но зато не было скользких листьев. Дойдя до места ,где оставили Вову, издалека обнаружили только развевающуюся куртку на ветках...
Спокуха,боец жив-здоров, мирно дремает в травке. Попили чайку с печеньем,полетели. В Терновку неплохой спуск (ветер в ушах потом еще долго шумел), но выше 55  разгоняться стремно -баул,сами понимаете.
Залезли в ДОТ на обочине.

Внутри на удивление чисто, обычно у нас такие места используют по назначению.
Свернули в Родное. С этих мест начинается 8км-ый подьем на гору Хлама напичканый тягунами и торчками на любой вкус.
10%-это еще полого по местным меркам.

Нет, за это пить еще рано.

На окраине Родного красивое озеро с гротом и водопадом(жаль подсохшим).

Местные наладили бизнес-за 25грн всем желающим спускают  по скале лестницу, взамен надломанной, чтобы пройти к озеру.Хотя судя по автомобильной колее,
внизу есть и другие пути. Ураганный ветер не дает пообедать на обрыве,движемся дальше.
Первые знаки весны.

Начался грунт.Встреченный велосипедист предупреждает , что на перевале грязь(Но когда это нас останавливало?).Тягун знатный,местами  крутим 1-1, 1-2.
Вон оттуда, из долины на горизонте мы поднимаемся.

И вот мы на перевале. Ветер по полной отрывается на нас.
Похоже там снег?

А вот таких щитов там тьма.

Правда  этих шипов поймать нам так и не довелось, как впрочем и проколоться за весь поход.
Один час до темноты. А нам еще водопад Козырек посмотреть охота. Кстати ,спуск к этому водопаду заслуживает отдельного внимания. Единственная внятная тропа на яндекс-карте
уперлась в забор охотхозяйства. Прикинув шансы выйти к цивилизации до заката, приняли решение двигаться вдоль забора по натоптанной тропинке. За сеткой скачут олени,достаточно близко от нас.
Забор мог закончится чем угодно-привести к пропасти или бурелому, но интуиция меня не обманула.
Пройдя по лощине и поднявшись на противоположный склон, обнаружили еле заметные остатки колеи. Мне в задний переклюк попала здоровенная ветка, но все обошлось.
Здох мой навигатор, и закончился ресурс 2 Вовиных аккумов. Правда один прибор остался у Тани ,по нему  ориентировались. Меня в тот вечер преследовало чувство, что я находился на экзамене по спортивному ориентированию,
т.к. нужно было выйти из горного леса в условиях ограниченого светового времени, по матерящемуся навигатору, который никак не мог вывести на нужную тропу.
К водопаду подьехали уже в сумерках по извилистой маркированой тропинке,пересекающей мостик, обложенной камешками, и больше смахивающую на парковую дорожку.
Очень уютное место, в подобные хочется возвращатся снова и снова.

Узкое ущелье с крутыми склонами по обоим сторонам, гаснущий  дневной свет за высоченными буками, сомкнувшимися ввыси.
Величественная тишина ,нарушаемая эхом и  грохотом воды падающей с 14 метровой высоты в озерцо. Вова даже решил искупнутся. Вода по ощущениям-градуса 2,бодрит.
Не стали задерживаться, выбрались из балки в какое то поле. Незаметно опустилась ночь. Под нами раскинулась Байдарская долина, дрожащая огоньками сел. За ней, даже во тьме, грозно чернели горы.
Перед ночевкой заехали в Родниковское -заглянуть в недра  известной местной достопримечательности-Скельской  сталактитовой пещеры. Пропиляв вверх нас ждал облом-сегодня она закрылась на
час раньше положенного, а экскурсовод ,по словам охранника,уже переводил дух после рабочего дня. Отказ открыть двери за хорошие деньги аргументировал тем ,что мы ,мол, ничего не понимаем,и вообще  лазить по пещере весь
день -это не на велосипеде кататься. Ну-ну. До Орлиного добрались к восьми вечера.
Хозяин оказался весьма гостеприимным(кстати,сам на велосипеде катается), жилье уютным, а ужин  невероятно вкусным. Жилье было предварительно забронировано, так что тревожится не пришлось.

В тот вечер вспоминали события дня,который как позже выяснилось оказался самым насыщенным, анекдоты ,истории из жизни.
Промониторили погоду на завтра,и уже морально готовились к дождю...

Сб,9 число.
 29 км средняя 9,5 max 43,5
Утро в горах.Выйдя на крыльцо ощущается необыкновенная свежесть воздуха, которой не отыскать в мегаполисе. Голова после вечера не болит, уже хорошо. Странно но дождя нет,небо высокое, проблескивает солнце.
У хозяев подснежники прямо на огороде растут. Переложив нелегкие обязанности штурмана на Танины плечи,(и она, надо сказать, справилась  с ними на отлично), выдвигаемся в сторону Резервного.
Начались кратковременные глиномесы. Чистимся.

Вове тяжелее всех приходится-на его гибриде резина незацепистая и расчета не хватает для "радостей рельефа". Следующая гора, которую мы должны перевалить, окутана плотным клубящимся облаком.

Здесь в долине еще сияет солнце, но скоро видимость сократится до десятка метров. Мы поднимаемся по красивой лесной дороге куда то верх, вдоль пропасти. В какой то момент солнце пропадает, начинает сгущатся туман. Лес , по которому мы движемся ,сразу преображается,
наполняется  зловещей атмосферой, мистические очертания деревьев призрачно скрипят на ветру,сквозь чащу проносятся клубы пара, словно привидения. И только впереди, в молоке тумана застыли  два человеческих силуэта.

Они ждут третьего,потому что у нас бросать друзей не принято.
Добрались до развилки, туман немного развеялся. Встретили группу пешиков, идущих на Бочку Смерти. Нам как раз по пути. Навигатор опять глюканул, мы показали им неверное направление, но потом пришел ихний командир и сказал что это мы не туда едем. Упрямо с ними разошлись.Позже мы еще пару раз их нагоняли, а потом они нас, на привалах.

Дошли до крутого обрыва

над которым возвышался 45 градусный склон.

К Бочке надо было лезть по склону с этой стороны.

И тот факт, что откуда сверху  из белой пелены доносился здоровый туристический хохот, поняли что на верном пути. Бросив велики на склоне, покарабкались.

Сама Бочка представляет собой металлический балкончик с прорезями по типу бойниц,выступающий над бездной.

300 метровый обрыв скрыт облаками.

Сюда доносится лишь шум прибоя. Один из тех туристов, которых мы встретили решил прогулятся по  дальней части козырька, шириной с человеческую ногу,под одобрительные эмоции окружающих. Благо,все обошлось, и свободного падения мы не застали.

Горы постепенно отряхивали облака со склонов.

Фантастические виды сменяли друг друга ежесекундно.
 Наслаждаться таким зрелищем можно было бесконечно.
Начали спускаться в Балаклаву,тормозные диски просто закипали на ходу.

Весь спуск был щедро усеян сыпухой, баул то и дело пытался меня обогнать.

Разогнавшись до 40,мне под заднее колесо
совсем не вовремя попал огромный булыжник,колесо на удивление не пробил, и чудом остался в седле. Вообще мы спускались достаточно осторожно, и когда сидели под крепостью Чембало, стали свидетелями настоящего лихачества какого-то подростка без шлема на
дертовом веле по даунхильной тропе на противоположном очень крутом склоне. В конце спуска был феерический прыжок, звук от приземления донесся до нас-честно показалось что он(байк)развалился.

В Балаклаве сняли  неплохое жилье, решили прокатится налегке по набережной.
Здесь уже царит полноценная весна.

Только отьехав от дома у меня порвалась цепь. Склепали, сломав на выжимке пресс, поехали. Уже  в темноте заметили, что поверхность воды
в бухте обладает какой то ненормальной плотностью,присветили и офигели, увидев сплошной кисель из медуз.

Пахло тюлькой.Огни ночного города отражались в заливе.

И это отражение то и дело
разрезали плавниками красавцы-дельфины,выпрыгивающие из воды. Сначала мы их ошибочно приняли за дайверов. Но хорошего по немножку, и цепь порвалась снова.До дома катил самокатом.
Проанализировав все позвожные варианты починки, в конце концов догадался выпресовать пин цепи пином от велозамка. Как выяснилось позже, идея не нова, и такое действительно советуют делать.
Отремонтировал. После ужина, стало скучно , полезли на крепость. По пути нашли родник. Один налобный фонарик на троих-для такого подьема это  вполне нормально ,подумалось, после того как заметили лезущих с другой стороны двух персонажей, светящих мобилками.
Адская урна на центральной улице

Возвращались по опустевшей набережной в полночь.

ВС, 10 число.
47 км средняя 14,2 max 47,6

С утра сходили на экскурсию на базу подводных лодок внутрь горы.

Масштабы сооружения впечатлили. Двинулись в тягун на верхнюю трассу.
Началась морось. Грязь на спусках летела из колес пулеметными очередями, то и дело попадая в глаза. На одном крутом повороте на большой скорости я успеваю различить на обочине двух людей в камуфляже с оружием, один из них целится в мою сторону...
Подьехав ближе понял что это пейнтболисты. Они тоже нас неожидали увидеть. Подьезжая к мысу Фиолент   на одном садовом участке  увидели забавный тренажер.

Непогода разбушевалась. Ураганный ветрюган с дождем. Но потрясающий вид этого стоил.

В Севастополе у нас получилась небольшая авария. Вова врезался в мое заднее колесо. Удар был достаточно сильный , я едва не улетел через руль. К счастью обошлось без травм.
Время поджимало. Променяли Херсонес на пиццерию. В небе опять сгущаются черные тучи. Преодолеваем подьем за подьемом. Под конец, правда, захотелось сократить, полезли по крутой  пешеходной летнице,
Оценив крутизну ступенек, я предпочел занятся велотолкаловом по парапету,  и в конце концов запутался в шиповнике. Пришлось звать Вову на выручку. Электрон на Симфер. В вагоне нескучно-хоровое пение,народные песни и т.п.
Путешествие подошло к концу. Спасибо,друзья, было здорово. Утром в вагоне я открыл глаза и увидел снег на полях. Кажется,мы вернулись в зимнюю пору. Совсем быстро,незаметно промелькнули эти три дня, но успели побаловать нас  настоящим теплом,оставили в памяти неизгладимый след. След весны.